Решения по всем вопросам, которые поднимаются детьми или взрослыми, принимаются на общем совете, где голос ребенка равен голосу взрослого. Список наших законов может быть дополнен или изменен в каждый момент, но решение должно быть принято большинством голосов. Законы могут касаться учебной деятельности, нашего взаимодействия друг с другом и вопросов бытовой жизни в школе-парк, правил безопасности, принятия новых ребят и исключения учеников в случае необходимости.

На общих кругах мы не оцениваем друг друга, говорим каждый про себя, так ребята учатся вырабатывать договоренности, проявлять и доказывать свою позицию, обосновывать свои решения, слышать чужое мнение, которое может не совпадать с их мнением. Это помогает им по-новому себя осознать: не как центр мира, вокруг которого все крутится, а как его важную часть.

Понимание границ других людей и нащупывание собственных здорово прорабатывается во время поиска коллективных решений. Эта модель социального взаимодействия помогает ребенку увидеть, что все происходящее с ним зависит по большому счету от него самого. Проблемы или отсутствие результата возникают не от того, что учитель плох и его чему-то не научил, а когда нет четкой цели, ребенок отвлекся от нее или не соблюдал договоренности. Также и позитивный результат означает, что не учитель сделал что-то за ребенка, а он сам освоил, понял, разобрался, и в этом полностью его заслуга.
Демократическое самоуправление

Демократическое самоуправление

девочки рисуют
девочки рисуют
От того, что у нас разновозрастный коллектив, возникает потрясающий эффект: младшие совершенно спокойно общаются со старшими и наоборот. У нас нет буллинга и иерархии, разделения на крутых и лузеров. Да, между детьми часто возникают конфликты, но при этом у них остается уважение друг к другу.

Создавая законы и голосуя за них, ребята очень стараются, чтобы они исполнялись, ведь их не спустили сверху. В этом мы видим суть демократической школы. Законы — результат их собственных размышлений, анализа, творчества. У тех, кто не согласен с большинством, всегда есть возможность высказать свое мнение и быть услышанными. Если ребенок аргументирует, почему он не может принятое решение выполнять, мы совместно ищем новое решение, которое устроило бы всех.

Так дети приучаются к тому, что их мнение ценно, и это не перерастает в позицию «я главный», но наделяет ответственностью. Темой ответственности каждого за свою жизнь пронизаны наши разговоры, атмосфера школы и наш подход в целом.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Заполните форму и мы перезвоним вам в ближайшее время.